Работать не на время, а на результат

13 ноября  основная школа №21 встречала гостей со всей области (более 70-ти руководителей, их заместителей, педагогов и методистов из 15-ти территорий)  – участников областного проблемно-ориентированного семинара «Эффективные механизмы методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях».

Инициатором семинара выступил КРИПиПРО, организаторы и идейные вдохновители – информационно-методический центр, школы №№ 5, 21, 30.

На сегодняшний день в Российской Федерации обеспечен высокий уровень охвата общим образованием. Несмотря на успешную реализацию приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования, реализации Комплекса мер по модернизации общего образования, реализации плана мероприятий («дорожная карта») остаются актуальными вопросы, направленные на обеспечение доступности образования для обучающихся школ, работающих в сложных социальных условиях.

Существующая проблемная ситуация с доступностью качественного образования требует разработки и реализации стратегии выравнивания шансов учащихся на качественное образование, центральным элементом которой должны стать меры поддержки школ, работающих со сложным контингентом, в том числе школ, показывающих низкие образовательные результаты.

Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность этого процесса, является разработка многоуровневой системы мер поддержки таких школ, специально организованной деятельности самих образовательных организаций.

Данная система должна обеспечить скоординированность и слаженность действий всех организаторов и участников процесса перехода школ в эффективный режим работы. Главными пользователями этой системы должны стать школы, находящихся в сложных социальных условиях. Такие школы могут обеспечивать своим ученикам достаточно высокий уровень достижений, если последовательно и системно реализуют образовательные стратегии, обеспечивающие эффективный режим работы. Эти стратегии являются основой для программ повышения качества работы школы и могут быть транслированы для других образовательных учреждений, стремящихся повысить свои образовательные результаты. Переход в более эффективный режим работы требует от школ чрезвычайных усилий и должен быть обеспечен соответствующей поддержкой на муниципальном и региональном уровнях.

Именно эти вопросы и проблемы послужили  обоснованием актуальности выбранной темы областного  семинара. И, соответственно, определения цели мероприятия - выявление эффективных механизмов методической поддержки руководящих и педагогических работников, позволяющих решать вопросы перехода школ в режим эффективного развития.

Грамотная, заинтересованная  работа организаторов, продуманная до мельчайших подробностей структура семинара позволили  участникам работать слаженно и продуктивно, что  делает профессиональную деятельность полезной  и нужной, даёт чувство удовлетворения.

С приветственным словом  к участникам семинара обратилась А. А. Давыденко, зав. лабораторией научно-методического сопровождения школ на этапе перехода в эффективный режим работы КРИПКиПРО.

Директор ИМЦ Т.И.Шадрина познакомила педагогов с регламентом работы и презентовала  Рабочую тетрадь участника семинара. Заместитель директора Л.И.Евланова провела групповое, индивидуальное целеполагание (определить и записать в Рабочей тетради свою цель на семинаре и ожидания от сегодняшней работы), а также самопредставление через упражнение  «Шарикоподшипник»: находясь в паре, участники узнавали друг другу через профессиональные вопросы:

-   Что вы больше всего любите в школе?

-   Назовите ваше главное качество или способность

-   Как вы понимаете «эффективный механизм методической помощи»?

-  Какие направления в методической работе являются приоритетными, на  ваш взгляд?

- В каких методических вопросах вашей деятельности вы ощущаете дефициты?

-   Какую методическую помощь вы ожидаете получить сегодня?

-   Что бы вы изменили в своей работе?

Тематическим ядром семинара выступал методический микс «Эффективные механизмы методической поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на муниципальном уровне». Работа проходила в микрогруппах по сингапурской практике. Основная проблема:  выявление главныхпроблемных точек в школе с точки зрения методической стороны вопроса, не позволяющих коллективам достигать планируемых результатов.

 

Нормативно-правовой аспект был раскрыт через:

-  проблемно-оринтированный анализ  «Выявление основных проблем, не позволяющих коллективам школ войти в режим эффективного развития». Работа в группах (Л.И.Евланова, модераторы семинара)

-  доклад «Используемые нормативно-правовые механизмы методической поддержки школ муниципалитета» (Т.Н.Подерягина, рук. структурного подразделения ИМЦ).  Участники во время доклада работали с таблицей «Инструменты нормативно-правовых механизмов. Методы исполнения, ситуации использования» в Рабочей тетради

-   практикум.  Методические инструменты работы с документами. Работа в группах (Т.И.Шадрина, модераторы семинара).

Организационно-методический аспект включал:

-  квест-игру «Механизмы методической поддержки самообразовательной деятельности педагога». (Т. В.Найдёнова, директор основной школы № 21),

-  мастер-класс «Наставничество как один из эффективных механизмов обеспечения методического роста педагога». (Е. Л.Нинштиль, учитель русского языка и литературы средней щколы № 30),

- заседание методического объединения. Письменная дискуссия.  «Мотивирование педагогов: воздействие или взаимодействие?» (И. А.Артюшина, зам. директора зам.директора основной школы № 5).

 

В психолого-педагогический аспект входила работа групп с кейсом «Логика педагогического анализа деятельности учителя» (модераторы семинара) и  экспертиза принятых решений (Л.И.Евланова).

После общегрупповой рефлексии, которую провела Л.И.Евланова, участников ждали тематические кофе-паузы, где были представлены культурные и кулинарные традиции: «Английский перекус/English lanch»   (школа №5), «Дружба и братство дороже всякого богатства» (школа №21),  «Русские посиделки» (школа №30).

В течение всего семинара состоялись три мини-конкурса («Лучшее название к сюжетной фотографии «Лики и гримасы учения» (В.В.Ефанова, методист ИМЦ, Н.Б.Кириенко, специалист ИМЦ), «Самый активный участник семинара» (Т.И.Шадрина, Л.И.Евланова) и  «Лучшая идея методической поддержки педагога» (Т.Н.Подерягина, С.М.Жданова, методист ИМЦ), также шла сквозная рефлексия и работа участников в индивидуальных Рабочих тетрадях.     

Работа в микрогруппах по теме «Сборка и выявление эффективных механизмов методической поддержки школ,  использованных на семинаре» позволила  качественно подвести итоги областного семинара. А общегрупповая рефлексия «Впечатления в режиме нон-стоп» (сравнение  своих ожиданий и результатов работы по Рабочей тетради),  видеоролик «Уроки бабочки» (А.А.Давыденко, Т.И.Шадрина) послужили началом тёплых отзывов о мероприятии:

«Впечатления о семинаре замечательные! Восторг, удовольствие, восхищение!»    

«Отдельная похвала организаторам семинара. Все моменты учтены, продуманы, логично выстроено расписание»

«Семинар произвёл положительное впечатление из-за неординарного подхода. Интересна практическая работа по организации конструктивного взаимодействия»

«Понравились тёплая демократичная обстановка, высокий уровень организации, профессионализм и практический подход»

«Очень рада, что мне удалось присутствовать на вашем семинаре. После вашего семинара вновь появилось желание работать. Большое вам спасибо!»

«Татьяна Ивановна! Я благодарю вас за семинар! Вы перевернули мое мышление, мои познания, хочется работать по-другому. Обязательно расскажу о семинаре  коллегам. Спасибо вам большое!»

По окончании семинара состоялась церемония награждения коллективов школ №№ 5, 21, 30, а также победителей конкурсов.

Семинар прошёл интересно и продуктивно. Все участники были задействованы и поработали с методиками,  которыми,  они уверены, будут пользоваться в своей практической деятельности.   А сложная тема методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, стала понятной и доступной.

 

В.Ефанова