Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» приоритетного национального проекта «Образование»

28 августа в рамках августовских мероприятий педагогов во Дворце творчества детей и молодёжи состоялась дискуссионная площадка «Развитие профессиональных компетенций педагогов, работающих с талантливыми и одарёнными детьми».

Тема площадки была определена в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», который включает федеральные проекты:

  1. Современная школа
  2. Успех каждого ребенка
  3. Поддержка семей, имеющих детей
  4. Цифровая образовательная среда
  5. Учитель будущего
  6. Молодые профессионалы
  7. Новые возможности для каждого
  8. Социальная активность
  9. Экспорт образования
  10. Социальные лифты для каждого
  11. Демография

Основой для работы секции был определён проект «Успех каждого ребёнка». Поскольку достижение целей и выполнение задач проекта возможно при определённых компетенциях педагогов, то необходимо было остановиться и на методологических основах вопроса.

Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, для которой необходима дополнительная подготовка педагога.

В этом вопросе наиболее эффективен компетентностный подход в образовании. Сразу следует отметить, что на сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций и, тем более, их содержательного наполнения, т.е. более дробных умений, входящих в состав ключевой компетенции. Состав любой ключевой компетенции определяется на основе исследований и в ходе дискуссии, в процессе которой договариваются о том, какие умения в современном обществе являются необходимыми для успешной профессиональной, личной и общественной жизни. Затем все умения определяются до той степени детализации, чтобы учителю было понятно, что реализовывать в учебном процессе, а ученику чему учиться, считая это своим образовательным результатом. Именно содержательной составляющей была посвящена дискуссионная площадка. В работе обратились к трём ключевым компетенциям – технологической, организационной, психологической. И базовыми вопросами для дискуссии были выделены следующие:

  • Может ли система поддержки талантливых детей существовать без предварительной подготовки учителя?
  • Какими компетенциями должен обладать педагог?

По вопросу «Какие технологические компетенции помогают в работе с детьми?» (или технологии работы с одарёнными детьми) опытом работы делились Верчагина Ирина Юрьевна, канд. истор. наук, зав.кафедрой КузГТУ, Майорова Ирина Николаевна, заместитель директора по УВР лицея №22, Филимонцева Светлана Григорьевна, учитель географии средней школы №12.

Ирина Юрьевна особо выделила готовность педагога к самообучению, к сотрудничеству, к самопрезентации, к отношениям с одарёнными детьми по принципу «равный-равному», а также умения подвести ребёнка к желанию самому выбрать тему, увлечься ей и получать радость от работы.

Ирина Николаевна обозначила ключевой принцип работы лицея с одарёнными детьми – все дети одарены в той или иной степени, но необходимо создать условия для развития способностей и талантов. Где самое главное – развитие всех видов одарённости – академической, технической, художественной, спортивной и т.д - через активную результативную деятельность, урочную и внеурочную. Она представила педагогам активные, интерактивные и деятельностные технологии, этапы работы, педагогические принципы, сделав упор на практико-исследовательских технологиях и результатах работы с одарёнными детьми.

Светлана Григорьевна презентовала свою педагогическую философию в реализованных проектах: «Беломорье», «300 лет Земли Кузбасской. Экотуризм Земли», экоотряд «Беломорье», показав слушателям, что экологическая культура должна закладываться с детства. А памятка с алгоритмом действий проектной деятельности учащихся была хорошим кратким пособием для педагогов, занимающихся проектами и только вступившими этот путь.

Атякшева Ирина Владимировна, учитель истории гимназии №1, поделилась опытом формирования в гимназии эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Педагог представила формы работы с одарёнными детьми и пакет методических материалов для проведения диагностики таких детей, который включает учёт индивидуальных достижений, индивидуальную траекторию движения и портфолио.

Организационные компетенции педагога в работе на высокие результаты обучающихся в предметных олимпиадах, ЕГЭ и ОГЭ, творческих конкурсах (или организация работы с учащимися на высокие результаты) раскрыли Дмитриева Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы школы № 8, и Бадер Евгения Анатольевна, учитель технологии школы №19.

Светлана Леонидовна выделила главную задачу педагога – подготовить ученика, который любит учиться и сам добывает знания. При таком подходе ключевая организационная компетенция учителя – позиция лидера, могущего создать образовательную развивающую среду. А три пути развития профессиональных компетенций – повышение квалификации, аттестация и самообразование – помогают в работе на достижение высоких результатов школьников по ЕГЭ, ОГЭ, творческих и исследовательских конкурсах.

Евгения Анатольевна показала систему работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности образовательной области «Технология», обозначив те формы работы, которые позволяют достигать высоких результатов (победители и призёры) на региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Горбунова Юлия Викторовна, педагог-психолог школы №24, развёрнуто представила психологические компетенцих педагога в работе с одарёнными детьми. Позитивная Я-концепция, зрелость, эмоциональная стабильность, чуткость, способность к индивидуализации обучения, способность к самоанализу позволяют учителю «прикасаться к вечности: и никто не может сказать, где кончается это влияние».

О развитии профессиональных компетенций педагога через участие в работе открытых педагогических площадок рассказала Кузнецова Елена Валерьевна, старший методист Дворца творчества детей и молодёжи. Педагог подробно остановилась на формах открытых методических площадок и основном содержании профессинально-презентационной компетенции педагогов: конкурсах профессионального мастерства педагогов ДТДиМ, областных семинарах для работников допобразования, педагогическом форуме «Инициатива. Опыт. Профессинализм», нетворкингах, профессиональном общении и сотрудничестве с высшей школой.

Опытом работы Малой академии наук в организации научно-исследовательской деятельности школьников в учреждении дополнительного образования поделилась Равко Валентина Сергеевна, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи. Валентина Сергеевна показала достойные результаты учебного года и статистику работы за 7 лет, выделив важные составляющие успеха – индивидуальный подход, сплочение коллектива, активное участие в исследованиях вместе с детьми педагогов допобразования, учителей, преподавателей высшей школы.

Важное направление нацпроекта «Успех каждого ребёнка» - охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями.

«Компетенции педагогов в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» - такова была тема выступления Долговой Ирины Сергеевны, методиста Дома детского творчества. Она рассказала о совместной работе со школой-интернатом №15, социально-реабилитационным центром и о положительной динамике участия детей с ОВЗ в конкурсах. Также Ирина Сергеевна подробно остановилась на работе театральной студии «Индиго» и результативной реализации в Доме детского творчества программы «Доступная среда», в которую входят 10 программ по 10 направлениям.

По выступлениям педагогов и обсуждению спорных моментов участники секции пришли к выводу, что базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Модератором площадки выступала руководитель структурного подразделения ИМЦ Шлыкова Ольга Вячеславовна. Её профессиональная работа позволила педагогам свободно дискутировать и совместно выработать рекомендации по вопросу «Как организовать работу в городе, чтобы повысить компетенции педагогов в работе с одарёнными детьми и детьми с ОВЗ?». Участники дискуссионной площадки (более 30 педагогов и преподавателей города) предложили:

  • Обмен опытом
  • Мотивацию
  • Совместные мероприятия, где учитываются интересы детей
  • Организацию стажировочной площадки
  • Дистанционные площадки и открытые площадки
  • Психологическую помощь
  • Сотрудничество детский сад – Дворец творчества детей и молодёжи – школа
  • Семинары-практикумы с привлечением узких специалистов
  • Мониторинг затруднений педагога в работе с одарёнными детьми
  • Привлечение учреждений дополнительного образования в методическую работу города