Баланс этого сайта близок к отключению услуги !!!

 
Общественная организация Беловского городского округа
«Совет Отцов»


Единая Касса

Пополнить Баланс этого сайта через Единую Кассу

Cумма пополнения *



Смотрите Видеоинструкцию по пополнению баланса

Формирование жизненно важных качеств ребенка в период раннего детства

Формирование жизненно важных качеств ребенка в период раннего детстваCовременные родители особое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом часто многие из них довольно слабо представляют, какое поведение является характерным для того или иного возраста ребенка, что можно считать нормой, а что должно насторожить. Между тем каждому возрастному периоду присущи свои:

  • особенности поведения со сверстниками;
  • особенности взаимодействия с родителями;
  • ведущая деятельность (прежде всего та, благодаря которой происходит развитие);
  • личностные качества, которые закладываются именно в этот период.

Внимание
В отечественной психологии период от 7 месяцев (1 года) до 2,5 (3) лет называется "раннее детство". Ведущая деятельность – манипулятивная.
Ребенок развивается, осваивая окружающий мир. Когда малыш начинает ползать, перед ним открываются новые возможности. Раньше, чтобы оказаться рядом с "такой замечательной яркой штучкой, в которую иногда ставят цветы", приходилось звать маму. А теперь, наконец-то, можно куда хочешь ползти, что угодно (или почти что угодно) трогать, бить, облизывать, мять, ронять, поднимать, тянуть, грызть и т.д.

Дети этого возраста редко играют с игрушками, их скорее привлекает все, с чем "играют" взрослые: краны в ванной, посуда, компьютер, папины инструменты, дедушкины газеты, мамина косметика и проч. В норме ребенок в данный период очень любопытен и иногда похож на обезьянку, копирующую окружающих взрослых, старших братьев и сестер, чем бы те ни занимались.
В подобной исследовательской деятельности закладываются такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. Но происходит это только в том случае, если рядом находится взрослый, понимающий особенности данного возрастного этапа и создающий благоприятные условия для исследовательской самостоятельной деятельности. Когда ребенок видит (слышат, ощущает) то, что его заинтересовывает, это рождает в его теле импульс двигаться к манящему предмету или явлению. Далее ребенок исследует заинтересовавший его объект разными способами и, насытившись, переключается на другой. В чем здесь нужно участие взрослого? Во-первых, в создании безопасной и интересной среды. Для этого все опасные и важные вещи перемещают туда, куда ребенок не может дотянуться. Во-вторых, в поддержке исследовательского импульса ребенка. Иногда ему требуется помощь, чтобы куда-то залезть, а порой нужно просто ощущение, что взрослый рядом, но не вмешивается, если не надо. В-третьих, в поддержке в трудных ситуациях: когда что-то не получается, или ребенок упал – и потому что на ногах еще неустойчиво стоит, и потому что исследование невозможно без некоторых болезненных моментов. Поддержка взрослого состоит в том, чтобы утешить и показать, как сделать иначе то, что не получается.
Пример
Мама готовит еду, Оля в это время активно передвигается по кухне. Девочка уже построила башню из кастрюль и хочет дотянуться до половника, который лежит на середине стола. Мама краем глаза наблюдает за манипуляциями ребенка. Когда дочка что-то ей показывает, комментирует происходящее: "Да, большая кастрюля".
Чтобы достать половник, девочка начинает тянуть за край скатерть, и на нее падает тарелка, стоящая на краю. Это довольно больно, и Оля с ревом кидается к маме. Мама обнимает ее и, немного покачивая, озвучивает происходящее с сочувствием: "Да больно, обидно". После того как дочка затихла, мама спрашивает: "Что ты хотела?". Девочка, обиженно сопя, показывает на половник. Мама: "Взять половник?". Дочка кивает. Мама говорит: "Смотри, как это делается: пододвигаешь стульчик… давай двигай. Вот... А теперь залезай. Взяла? Теперь слезай. Нет, сначала ножку вниз. Замечательно. Давай еще попробуем". И мама с дочкой еще раз "репетируют" залезание. Мама уже почти не помогает. Оле нравится новое ощущение. Она снова кладет половник на стол и снова залезает и слезает, но уже сама.
Как в подобном взаимодействии формируется уверенность в себе и самостоятельность? В основе этих качеств лежит базовое, усвоенное на телесно-эмоциональном уровне ощущение, что наши импульсы к действию – хорошие. Наше желание что-либо сделать – замечательное. И даже если в процессе делания возникнут сложности – это не страшно, всегда можно найти другие варианты. Все эти ощущения закладываются именно в данном возрастном периоде благодаря взрослому, находящемуся рядом с ребенком. Конечно, если он действительно радуется и одобряет его активную деятельность по исследованию окружающего мира и своих возможностей взаимодействия с ним.
Внимание
Поддерживающие родительские действия при формировании жизненно важных качеств ребенка:

  • поощрение исследовательских тенденций ребенка, создание безопасной среды с необходимым минимумом ограничений – для воспитания любознательности;
  • искренний интерес к тому, чем ребенок хочет поделиться; поддержка в играх, в которых он стремится подражать взрослым (мытье посуды, подметание) – для формирования уверенности в себе;
  • принятие ребенка, сочувствие ему и оказание помощи в проблемных ситуациях, совместный поиск выхода из них – для формирования умения просить и принимать помощь.

Для взрослых сигналом к тому, что в этом возрасте что-то идет не так, должно стать поведение ребенка, когда он:

  • проявляет познавательной активности, тревожится, когда попадает в новые места или ему предлагают новую деятельность;
  • постоянно закатывает истерики, в деятельности предпочитает разрушение, раскидывает вещи, может вырваться и убежать туда, где опасно, хотя уже знает, что это опасно.

Такие признаки часто появляются, когда взрослые слишком ограничивают ребенка в его исследовательских порывах, когда они относятся к происходящему с тревогой или раздражением, причем неважно, выражают они это или нет. Дети в возрасте от 1 года до 2,5 лет считывают происходящее на телесно-эмоциональном уровне и моментально, как маленькие зеркала, показывают взрослым их самих. Другая причина появления вышеуказанных признаков – взрослый, находящийся рядом, абсолютно игнорирует ребенка. Тогда вызывающее поведение становится порой единственным вариантом привлечения внимания. Нужно понимать, что в этом возрастном периоде (в отличие от следующих) ребенок ничего не делает назло. Он исследует мир. И если бабушка появляется, к примеру, только на звук разбившейся тарелки – ребенок впитывает послание: он интересен, когда что-то разобьет или сделает еще что-нибудь "не так". А в этом возрастном периоде главными людьми для детей продолжают оставаться родные и близкие. Другие дети просто вызывают любопытство. Поэтому баланс между спокойным вниманием к ребенку и в то же время уделением внимания и своим делам – залог адекватного развития детей этого возраста. Еще один признак неблагополучия: ребенок подолгу не ходит в туалет по большому. Стесняется, прячется и какается в трусики. В этом возрасте ребенок часто воспринимает данный процесс как собственное творчество: это то, что сделал он сам. И если взрослые вокруг воспринимают это негативно или ругают его за то, что он делает это неправильно, то он принимает решение о том, что лучше бы этого не было вообще (отсюда – сдерживание), или прячется, чтобы никто не увидел.
Деструктивное поведение родителей:

  • введение большого количества ограничений в исследовательскую деятельность ребенка, наказание или выражение недовольства по поводу такой деятельности;
  • постоянное недовольство тем, что ребенок делает что-либо не так хорошо, по мнению родителей, игнорирование того, чем он хотел бы поделиться;
  • жесткий запрет на деятельность, из-за которой ребенок столкнулся с той или иной проблемой. Наказание ребенка или полное игнорирование его просьбы о помощи.
Версия для печати Версия для печати

 
© 2004-2019, "Корпорация ИТ" ОГРН 1084202000387, С.с.=0,0937с. 36558 03